18.06.2021 Новости
«Россети» готовятся в ближайшее десятилетие более чем на 30% нарастить объем инвестиций, в основном за счёт строительства сетей для БАМа и Транссиба. При текущем регулировании долговая нагрузка компании существенно вырастет, а прибыль — сократится.Всё это очень похоже на то, что недавно ставший главой госкомпании Андрей Рюмин продолжает дело своего предшественника Павла Ливинского, который мог сохранить контроль над «Россетями», уйдя на работу в Правительство.
Несмотря на «громадьё» планов об увеличении выручки до 1,6 трлн рублей, а чистой прибыли — до 224 млрд рублей, добиваться таких успехов планируют за счёт очередного роста тарифов на передачу энергии, а также временной экономии межрегиональных распределительных сетевых компании (МРСК, входит в «Россети») на дивидендах.
А ведь по аналогичному сценарию ранее работал и экс-глава компании Павел Ливинский. Видать, его методичка и досталась Рюмину. Так, предыдущий руководитель «Россетей» еще в 2019 году предлагал целевое повышение тарифов. В таком случае проекты компании реализуются по договорам предоставления мощности, гарантирующим возврат инвестиций в течение 15 лет за счет повышенных платежей потребителей оптового энергорынка.
Уже тогда промышленники говорили о том, что цена электроэнергии, и без того перегруженная, достигла предельного уровня, при котором дальнейшее её повышение вынудит снижать энергопотребление. А ведь уже сейчас электроёмкие производства, вырабатывают значительную часть электроэнергии на своих электростанциях, сокращая потребление из сетей. Рост тарифов рискует обернуться тем, что крупные предприятия могут полностью уйти из Единой энергосистемы России.
В то же время отмечалось, что у «Россетей» были резервы, и направление хотя бы части прибыли на ликвидацию перекрестного субсидирования позволило бы избежать роста тарифов. Ситуация со стороны выглядела так, будто бы за счёт действующих потребителей госкомпания хотела сохранить собственные неэффективные затраты.
Похоже, что и при Рюмине тратить свои деньги госкорпорация не намерена. Так, в конце апреля была разорвана схема реструктуризации долгов энергосбытовых компаний Северного Кавказа перед оптовым энергорынком. Как сообщал «Коммерсант», «Россети» признали, что у нее больше нет средств, чтобы обеспечивать полную оплату энергии своими структурами в СКФО — до конца года не хватает аж 7,4 млрд рублей. Однако в компании лукавили: на деле ресурсы «Россетей» позволяют решить проблему: согласно бухгалтерской отчетности по РСБУ, денежные средства на конец 2020 года превышали 16 млрд рублей.
Что это? Условная «жадность? Или советы от «доктора Ливинского»?
Существует точка зрения, согласно которой деньги из структур в СКФО могли банально выводиться. В марте силовики задержало 11 бывших руководителей региональных энергокомпаний, подозреваемых в хищении более 10 млрд рублей. По версии правоохранителей, они использовали подставное юрлицо «Межрегионсоюзэнерго», через которое загоняли сбытовые компании в долги. А затем погашали их за счет средств, полученных от потребителей энергии, а поставщикам говорили, что средств у компании нет. Об этом сообщало
ТАСС
.
Тот факт, что и сейчас подразумевается очередной рост тарифов и наблюдается очередное нежелание «Россетей» решать проблемы собственными средствами, наводит на мысль — а уж не надумали ли вновь провернуть похожую схему?
Вокруг да около «Россетей»
Желание сэкономить «Россети» также объясняют высокой стоимостью создания электросетей для расширения Восточного полигона. При этом фактически за финансирование стройки и само возведение будут отвечать не сами «Россети», а Федеральная сетевая компания, которая совсем недавно усилиями Ливинского перешла под контроль государственного холдинга.До этого формально «Россети» торговали электроэнергией оптом и в розницу: холдингу принадлежала ФСК, но управлялась оптовая компания независимо, директивами правительства РФ. Промышленники напрямую закупали электроэнергию у ФСК, что было более чем в два раза дешевле, чем закупка непосредственно у «Россетей». Разницу в цене в холдинге объясняли перекрестным субсидированием в пользу населения и требовали от сбытовой компании поднять тарифы. Тогда же в адрес «Россетей» звучали упреки в том, что постоянный рост тарифов связан не с «перекресткой», а с коррупциейи неэффективностью монополии, которая стремится взять под контроль все сегменты рынка.
И это ей в итоге удалось — сейчас ФСК находится под полным контролем «Россетей». А значит, угроза исходы промышленников становится все более серьезной. Не выиграет от монополизации и население: покончить с перекрестным субсидированием хотят и в правительстве. Там давно рассматривают возможность поднять тарифы для населения выше инфляции, ввести социальную норму потребления электроэнергии и адресные субсидии для бедных.
Понимал все это и господин Андрей Муров, бывший глава ФСК, который выступал против присоединения компании. Началось все в 2018 году, когда Павел Ливинский попросил Дмитрия Медведеваисключить ФСК из списка предприятий, напрямую управляемых правительством, а Муров попросил этого не делать. В тот момент Минэнерго встало на сторону главы «Россетей», а Минэкономразвития и Федеральная антимонопольная служба — на сторону Мурова.
Однако затем Владимир Путинодобрил предложенный Ливинским план консолидации, после чего госхолдинг смог бесплатно взять под контроль более 1,5 тысяч территориальных сетевых организаций, а затем поглотил ФСК. Андрей Муров же стал заместителем Ливинского, а затем перешёл «в наследство» и Рюмину. Но долго ли он там продержится?
Спорная команда
Никто из менеджеров, которых Муров привел в «Россети» из ранее возглавляемой им структуры, в обновлённый совет директоров компании не вошёл. А вот людей из команды Ливинского в ФСК, наоборот, стало больше.
Более того, даже после перехода Ливинского на работу в правительство, ряды «муровских» продолжили редеть. В прошлом месяце со своего поста ушел курирующий правовой, инвестиционный, клиентский и корпоративный блоки Александр Зарагацкий. Как писал
«Коммерсант»
, он не сработался с новым главой компании Андреем Рюминым. Однако не исключено, что «зачистка» проводится в интересах Ливинского.
Зато люди последние, невзирая на все уголовные скандалы, работают себе в «Россетях» преспокойно. Так, один из давних знакомцев Ливинского, Павел Гребцов, даже успел около года провести в СИЗО по делу о завышении тарифов и около года провел в СИЗО. Позднее он был отпущен, о чем писал
«Коммерсант»
, и вернулся работать в сбытовую компанию. Там он стал автором спорной идеи взимать деньги с промышленных потребителей за неиспользованный резерв мощности.
Главный инженер «Россетей» Андрей Майоров тоже считается человеком Ливинского. Его в 2010 году ГУВД Москвы обвиняло его в растрате 4,6 млн руб., сообщал журнал
«Компания»
. Что сказать, интересную команду вокруг себя собрал экс-глава «Россетей»!
Такой же, как и все?
Ливинский — сын непростого родителя. Его отец, был топ-менеджером РАО «ЕАС» и трудился в Минэнерго. Скорее всего, именно он и помог на старте своему сыну — спустя всего три года после экономфака МГУ 26-летний Павел стал заместителем гендиректора сначала в МГЭСК, потом в Московской объединенной электросетевой компании. Притом там он ведал самым коррупционноемким направлением — техническим присоединением клиентов к сетям столичной агломерации. Когда деятельностью компании заинтересовались антимонопольщики и силовики, Ливинский уже успел перейти в московский ТЭК, где был самым молодым и в то же время самым богатым чиновником.В 2016 году возглавляемый им департамент закупил для Тверской улицы гирлянды по 2,4 млн рублей за штуку. Когда же он стал курировать сферу ЖКХ, попытался потратить на подсветку деревьев и газонов 6 млрд рублей. Как видно, своего Ливинский никогда не упускает!
В марте 2018 года депутат Госдумы Иван Сухарев обнаружил, что «Россети», где на тот момент уже трудился Ливинский, закончили год с убытками на 13 млрд рублей, но это не помешало корпорации выделить на корпоратив 27 млн. Что характерно, лот на него появился на портале Госзакупок уже после проведения, а договоры на участие Ивана Урганта и Яны Чуриковой Государственный Кремлевский дворец заключил после мероприятия. И опять — банальный «пилеж»? Об этом писал журнал «Компания».
Ливинский считается близким к Сергею Собянину, который в свое время и рекомендовал его на должность руководителя «Россетей». Сейчас же влияние столичного градоначальника заметно растет, его люди занимают должности в Правительстве РФ. Вот и в январе этого года Михаил Мишустин утвердил назначение Павла Ливинского главой департамента энергетики аппарата правительства.
То есть и сейчас по долгу службы Ливинский участвует в жизни «Россетей». Однако есть мнение, что его влияние на компанию никогда не ослабевало — мол, нынешний руководитель Рюмин действует в соответствие с политикой своего предшественника. Неужели Ливинский надумал сделать «Россети» чем-то вроде своей «карманной» компании.
Свежие комментарии